Давай с тобой поговорим

Один из самых трудных навыков, которым малышу предстоит овладеть в течение первых лет жизни, - это правильная речь. И главные помощники в этом нелегком деле – мы, родители. На что же обращать внимание, когда кроха учится говорить?

Новорожденный

Появляясь на свет, малыш кричит. Это самый первый способ общения новорожденного с внешним миром. В первые несколько недель кроха при помощи крика только привлекает внимание мамы.

Так рождается первый диалог между малышом и взрослыми. Он «подает реплики» криком, а родители отвечают действием.

1 месяц

Уже к концу первого месяца малыш реагирует, когда вы общаетесь с ним. Если мама обращается к крохе, он сосредоточится и несколько секунд будет внимательно на нее смотреть.  

2 месяца

Малыш начинает экспериментировать с губами. Самое первое «упражнение» - попытка улыбнуться маме. Кроха активно гримасничает, пытаясь повторить ее выражение лица.

В конце второго месяца жизни малыш начинает учиться общению. Варьируя интонации, он изменяет свой крик в зависимости от потребностей. И скоро родители с легкостью могут отличить голодный плач от недовольного или усталого.

3 месяца

Малыш оживляется, когда с ним общаются и улыбаются ему, реагирует на обращение агуканьем. Появляются первые согласные звуки - «г», «к», «н».  Присоединяя к ним гласные, кроха начинаем гулить: произносить слоги  «гы», «гэ», «гу», «кА» и проч.

Очень интересный факт: оказывается, дети всего мира гулят одинаково. Малыш играет звуками, учится произносить новые. Малыш не просто «разговаривает сам с собой», а смотрит при этом взрослому в глаза. Так он учится координировать голос и взгляд одновременно. Старайтесь побольше общаться с малышом, подражая его гулению и произнося простые, напевные слова.

4 месяца

В это время можно услышать первый смех малыша. Появляется он в результате общения со взрослыми. Вначале он кратковременный, но к концу четвертого месяца малыш может смеяться довольно долго.

5 месяцев

Малыш пытается менять интонацию голоса, «поет» свои любимые слоги и «словечки». В речи появляются новые согласные звуки.

6 месяцев

Взрослые слышат от крохи его первые «ба», «ма», «да», «па». Это уже не просто гуление, это детский лепет. Вначале эти звукосочетания произносятся случайно. Однако взрослые с радостью «переводят» их, считая, что малыш произносит начало знакомых слов: «мама», «папа», «бабушка», «дай». И хотя на самом деле это не так. Ребенок просто пытается привлечь внимание звуками. Для него это игра. Однако, видя положительную реакцию родителей, кроха повторяет эти слоги снова и снова и тоже начинает соотносить их со словами взрослых.

Чтобы закрепить это умение и стимулировать кроху произносить все новые и новые звукосочетания, читайте ему очень простые стишки-потешки. Желательно, чтобы при этом малыш был у вас на руках и видел, как двигаются губы.

7 месяцев

Начиная с 7 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, и это существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. В этот период по просьбе взрослого малыш в состоянии найти взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли.

В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше окружающие  говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подстраиваясь под его детский язык. Задача взрослых в этот период – быть примером для малыша, демонстрировать речевой эталон.

8 месяцев

Малыш уже умеет соединять между собой слоги: «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «па-па».  Он может повторять их многократно: «ма-ма-ма-ма-ма-ма», - как бы репетируя эти первые слова.

В 8 месяцев по просьбе  взрослого кроха  может показать несколько предметов, выполнять простые действия (даже не подражая маме или папе, а самостоятельно): хлопает ручками (ладушки), машет ручкой (до свидания).

9 месяцев

Малыш знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия ("садись", "пей", "дай ручку"). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

10 - 11 месяцев

Малыш свободно оперирует тремя словами из серии лепетных, некоторые детки осваивают больше. К этому времени существенно расширяется кругозор ребенка. Помочь крохе можно чтением, песнями, стихами, живым общением. Рассказывайте ребенку о предметах, которые его окружают, называйте их. Все свои действия, хлопоты по хозяйству объясняйте: что вы делаете, как и т. д.

Многие логопеды советуют тренировать рот и губы малыша. Для этого вам понадобятся губные гармошки, свистульки, игрушечные трубы и т. д. Научите кроху дуть, как ветерок. Можно попробовать выдувать мыльные пузыри, хотя это пока сложновато для малыша. Гримасничайте вместе, учите звукоподражательные слова: как мычит корова, как гудит машина и т. п.

1 год

В этот период малыш пользуется 8 - 12 словами. Понимает значение слов, которые ему говорят, выполняет простые просьбы взрослых.

Малыш пытается повторять за вами все больше слов, ему хочется с вами разговаривать, но это еще непосильная для крохи задача. Чтобы создать впечатление живого диалога, используйте стишки, в которых малыш может произносить окончания фраз. Самый простой вариант – «Гуси, гуси, га-га-га».

Очень хорошо помогают учить слова жесты. Например, протягивайте ребенку игрушку и говорите «на», «возьми». Протяните ребенку руку ладонью вверх и скажите «дай».

 1 год 6 месяцев

До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова, причем в зависимости от ситуации оно может иметь разные значения.

После года у ребенка начинает развиваться активная речь, он учится произносить новые слова.  Правда, они порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Кроме того, малыш начинает адекватно реагировать на слова: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

К полутора годам ребенок способен подражать не только словам, но и фразам. В год и 6 месяцев он может произнести около 30 слов.

2 года

Можно с уверенностью сказать, что к 2 годам ребенок начинает говорить. То есть не просто повторять звукосочетания за взрослым, а самостоятельно строить простые фразы или даже предложения.

Овладение активной речью чаще всего происходит внезапно: еще недавно малыш молчал и лепетал, как вдруг  заговорил так, что остановить невозможно. Активный словарный запас стремительно увеличивается и к 2 годам достигает 250 – 300 слов.  Малыш начинает задавать вопросы: "что это?", "какая?" и т. п.

3 года

Начиная  2 с половиной лет малыш начинает замечать неправильное произношение звуков у своих сверстников и только после этого -  у себя самого. Он начинает демонстрировать взрослым разные звуки и оценивает по их реакции, правильно или неправильно он говорит.

С  2 - 3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы и картинки, разговаривать о них: сравнивать, называть части и свойства различных предметов.

 

Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: «Где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где машина? Где у нее колеса?».

К концу третьего года словарный запас малыша составляет 800 - 1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы "почему?" и "как?". Любопытно, что девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста.

В этот период задачей родителей является не только продолжать демонстрировать малышу свою правильную речь, но и обеспечить ребенку возможность активно общаться со своими ровесниками, слышать речь других детей. Самое лучшее – отдать ребенка в ясли или другой детский коллектив хотя бы на несколько часов в день.

Врезка

Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Просто спокойно и без ошибок повторите высказывание крохи, однако не настаивайте, чтобы он сам снова произнес его правильно. Если вы будете постоянно принуждать малыша повторять правильные выражения, реакция может быть обратной. Вы спровоцируете его страх перед речью, и развитие ее затормозится.

 

 
последние статьи
Растем и развиваемся
Давай с тобой поговоримОдин из самых трудных навыков, которым малышу предстоит овладеть в течение первых лет жизни, - это правильная речь. И главные помощники в этом нелегком деле – мы, родители. На что же обращать внимание, когда кроха учится говорить?
Сообщить о проблеме
Расскажите о Вашей проблеме - решим её вместе!
Сообщите о проблеме